ЕЛИЗАВЕТА ГЕРДТ «Со звонком Елизавета Павловна вошла в класс. Было ей тогда лет сорок пять. Весь облик бывшей балерины - еще стройная фигура, модная прическа, приветливое лицо, запах тонких духов - свидетельствовал об ее вкусе. Всегда элегантная, в меру модно одетая, доброжелательная, Елизавета Павловна привлекала к себе людей»Серафима Холфина «Вспоминая мастеров московского балета». Елизавету Павловну Гердт называли энциклопедией русской хореографии. Она родилась 29 апреля 1891 года в семье знаменитого танцовщика Павла Гердта, у него учились Карсавина, Ваганова, Фокин, Сергей Легат, Кякшт, а любимой ученицей была Анна Павлова. Елизавета Павловна оказалась достойной дочерью своего отца, который не только прославился как танцовщик, но и сумел передать другим секреты классического танца. Окончив Петербургское театральное училище по классу Михаила Фокина, она пришла в 1908 году в Мариинский балет. Еще ученицей на выпуске выступила с Вацлавом Нижинским в балете Фокина "Оживленный гобелен" на музыку Черепнина и прославилась редкой чистотой классического танца. Она была царственной феей Сирени в "Спящей красавице", лучшей покорительницей виллис в "Жизели" и непревзойденной Раймондой - партия была написана Глазуновым как будто бы для нее. Пройдя школу кордебалета, она очень скоро заняла первое положение в блистательной труппе Мариинского театра и стала идеальным воплощением чистоты и строгости классического танца. Елизавета Гердт сумела пронести через свои лучшие партии благородное, высокое совершенство линий классического балета. ее мастерство всегда было безупречно, оно утверждало на русской сцене безусловность самого условного из искусств. Однажды, уже после революции 1917 г., В.И.Ленин был на спектакле в Мариинском театре. Он подошел к Елизавете Павловне и спросил, почему она не уехала из России, как Карсавина, Кшесинская и Павлова? Гердт простодушно ответила: - В санях у Зилоти мне не хватило места...Александр Зилоти - сын композитора Зилоти. Был влюблен в Елизавету Павловну и мечтал уехать с ней за границу. Но отец не позволил: - Извини, Сашенька, в санях не все сундуки поместились, места нет". Ее очень ценил всю жизнь Джордж Баланчин. Для него она была образцом классической балерины. Еще в те годы, когда Баланчин работал в труппе Мариинского театра, Елизавета Павловна была благосклонна к нему. Однажды она танцевала в Павловске и на один из концертов пригласила Баланчина, ему было тогда 22 года. Он должен был танцевать с ней па-де-де из "Лебединого озера". Ее фамилия уже неделю красовалась в красной строке на афишах, расклеенных по городу. В день концерта заболел ее партнер . Об отмене концерта администратор не хотел и слушать, и тогда Елизавета Павловна решила заменить его Баланчиным. После 1917 г. Гердт стала ведущей балериной Мариинки. В 1924 году получила звание Заслуженной артистки РСФСР. Но тяжелая травма ноги заставила ее расстаться со сценой довольно рано - в 37 лет. С тех пор балерина полностью посвятила себя педагогике: сначала в Петербурге, а с 1934 года переехала в Москву. Именно она придала редкую пластичность и красоту рук некогда одной из своих любимых учениц Майе Плисецкой. Майя Михайловна занималась у Гердт с первого класса, была ее выпускницей и потом в Большом театре приготовила с ней свои лучшие партии в балетах "Лебединое озеро" и "Раймонда". К сожалению, впоследствии произошел конфликт, и в последние годы жизни Гердт они почти не общались. Елизавета Петровна была педагогом и моей любимой Кати Максимовой. "Елизавета Павловна учила танцевальности и осмысленности: каждое движение должно быть не просто чисто выполнено, оно должно передавать и мысль, и чувство, каждая комбинация движений – иметь ясно проработанное начало и четко "проговоренный" конец. Она утверждала: "Когда кажется, что вся душа поет и каждый пальчик хочет что-то сказать, когда мы больше не различаем, что "важно", а что "не важно", только тогда мы имеем ту целостность, которую называем танцем". Елизавета Павловна звала меня "Масик" и мучилась с моим гадким характером. Пыталась меня воспитывать – ставила в четверти "два с плюсом". Ей объясняли, что оценки с плюсом или минусом за четверть ставить нельзя. Елизавета Павловна отвечала: "Я хочу Катю проучить, она меня не слушает, не делает, что я говорю – поэтому и ставлю ей двойку, но все-таки с плюсом, потому что она очень способная". "Хорошо, поставьте Максимовой тройку", – советовали ей. "Ну, тогда тройку с минусом", – упиралась Елизавета Павловна." (Екатерина Максимова "Мадам НЕТ") Все-таки очень хорошо, что тогда, в 1917-м, она не уехала. Кто знает, как без нее сложились бы сценические судьбы наших прекрасных балерин: Максимовой, Плисецкой, Стручковой... #силавпамяти #цискаризмы #цискаридзе #большойтеатр #vaganovaballetacademy #tsiskaridzenikolay